Координаты: 51.557447, 43.137982
Два дома по улице и один с подвалом и мезонином во дворе до 1917 года принадлежали земской управе. В настоящее время в здании во дворе находится детский сад «Дюймовочка».
Балашовское уездное земство было образовано в 1865 году. По результатам своей деятельности оно было одним из лучших в Саратовской губернии. Данный орган местного самоуправления занимался развитием образования. здравоохранения, земледелия и торговли, строительством дорог и другими хозяйственными вопросами, организовывал культурно-просветительскую работу. Некоторые гласные Балашовской уездной земской управы были известны всей России благодаря своей общественно-политической деятельности. Например, Н. Н. Львов, С. А. Котляревский, М. Н. Орлов, С. А. Унковский принимали участие в работе нелегальных организаций либерального толка.
Одним из показателей успешного развития уездного хозяйства в начале ХХ века стало проведение в Балашове по инициативе местного земства сельскохозяйственных и кустарно-промышленных выставок. Первая из них состоялась в 1903 году.
В 1900-1912 годах председателем Балашовской земской управы был Константин Борисович Веселовский – человек широких либеральных взглядов, очень много сделавший для развития хозяйства, образования и здравоохранения в уезде. Трижды он неизменно переизбирался гласными земства на собраниях. Уже один этот факт говорит о многом: плохого не переизбирали бы! Сохранились уникальные воспоминания его дочери Натальи Константиновны Веселовской, в которых рассказывается о родителях в период их жизни в Балашове и уезде в начале XX в.
При Константине Борисовиче Веселовском, при его деятельном участии и под непосредственным наблюдением в Балашовском уезде начала XX столетия строились школы, открывались врачебные участки, ремонтировались и устраивались больницы, прокладывались и улучшались дороги, мосты, проводились сельскохозяйственные ярмарки, строились и открывались Народные дома и библиотеки, велась без преувеличения огромная культурно-просветительская работа.
Со страниц документа смотрит на нас несомненно талантливый человек и незаурядная личность. Работая в управе, Константин Борисович тщательно следил за целенаправленным и экономным расходованием скромных земских средств, вникал во все тонкости расходов и их соответствия сметам и расценкам, старался не допускать излишних трат.
Балашовцам был хорошо известен случай, характеризующий личность председателя Земской Управы. Однажды в Управу пришел подрядчик и предложил К. Б. Веселовскому взятку за какое-то нарушение земских интересов в его пользу. «Он смертельно побледнел, вскочил с места, замахнулся стулом на предлагавшего и заорал не своим голосом: «Вон, мерзавец… с лестницы спущу!» Тот моментально исчез, а история эта… пошла гулять по городу и уезду».
Вот такие преданные России люди были сто лет назад. Этот человек, много сделавший для города Балашова и земства, заслуживает мемориальной доски на здании администрации. Константин Борисович был родным братом Степана Борисовича Веселовского, известного российского и советского историка.
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий
Святой Лука
В настоящее время рабочий поселок Романовка находится за пределами Балашовского района и является центром Романовского района Саратовской области. А в начале XX века Романовская волость входила в состав Балашовского уезда.
Поселок Романовка неразрывно связан с именем святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского (в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого).
О своей жизни в Романовке святитель Лука почти ничего не говорил, однако как много можно понять всего из одной строчки его воспоминаний: «Я вынужден был ехать в село Романовка Балашовского уезда». Ведь речь идет не о простом человеке, а о неутомимом докторе Войно-Ясенецком. Он не мог просто лечить, он должен был проводить реформации, продвигать медицину на новый уровень, чтобы она стала полезной «простому страдающему человеку» — именно эта цель определяла всю его жизнь.
Нет, вероятно, нужды напоминать читателям о многочисленных лагерях и ссылках, через которые прошел святитель Лука, о его подвижническом пути — об этом написаны статьи, книги, сняты документальные и художественные фильмы. Мы остановимся лишь на полутора годах (1909-1910) жизни выдающегося врача и архипастыря Православной Церкви, которые он провел в небольшом селе Саратовской губернии.
На следующий день после приезда доктор был представлен уездному и волостному начальству и коллективу больницы.
О романовской больнице в автобиографии опять же скупая строчка. «Работать мне пришлось в больнице на двадцать пять коек, где развил большую хирургическую работу и напечатал отчет о ней отдельной книжкой по образцу отчетов клиники профессора Дьяконова». Однако как много стоит за этими словами из автобиографии святителя Луки! Ему досталась не просто больница на «25 коек», а как пишет исследователь жизни святителя Луки: «Романовский участок. Площадь — 580 квадратных верст, радиус — 13,5 версты. Население — 30 506 человек. Более 70% жителей расположено далее чем за 8 верст от дома врача. Амбулатория — 31640 обращений в год». Кроме того, в отчете Управы написано: «В Романовском медицинском округе на этот год проживало 30466 человек. Медицинская служба: два врача, четыре фельдшера. Число первичных заболеваний — 18514, повторных посещений — 12796. Принято врачом — 23144, фельдшерами — 8166». Как видно из официальных данных, нагрузка на медиков здесь была изрядная.
И здесь Валентин Феликсович начинает делать все возможные операции: брюшные, полостные, черепно-мозговые, костно-лицевые, гинекологические с исследованием опухолей под микроскопом. Это обстоятельство есть в воспоминании профессора Софинского, записанного биографом Шевченко: «Романовская больница сделала в 1909 году 4 резекции верхней челюсти и 4 трепанации черепа по поводу опухоли мозга. В том году Войно-Ясенецкий был единственным хирургом больницы. Второе, что я запомнил, Валентин Феликсович просил ассигновать нужную сумму денег на покупку микроскопа и микротома для романовской больницы, и в этом ему было отказано. А я узнал, что и то и другое купил он на собственные деньги и успевал готовить препараты и исследовать их. Один! Один! В балашовской больнице на 25 коек мы стали заниматься микроскопическим исследованием опухолей в 1946 году, а Валентин Феликсович делал это в 1909-м!».
И в то же время он посещает заседания Санитарного совета и очень активно здесь выступает. Он будет спорить и доказывать, что для работы врача просто необходима библиотека и современное оборудование. Здесь, в городе Балашове, в здании земства, врач Войно-Ясенецкий активно отстаивал модернизацию здравоохранения, здесь он выступал на заседаниях Санитарного совета.
А еще это ежедневный огромнейший поток больных. Простых, бедных, обездоленных. Как правило, обращающихся к доктору в самый последний момент, когда рана уже начинает нагнаиваться. И тут он понимает, что знания, полученные в университете, ничтожно малы, а в гнойной хирургии огромный пробел. Он всегда был противником, чтобы больного называли «случаем». Каждую из историй болезней в Романовке он запишет, наиболее интересные внесет в «Очерки гнойной хирургии».
Доктор Войно-Ясенецкий уехал из Романовки в 1910 году, чтобы вернуться сюда уже как святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский.
Поезд увезет семью Войно-Ясенецких сначала в Киев, потом в Переславль-Залесский. Впереди будущего святителя ждет много испытаний. Смерть любимой жены, выбор священнического пути, тюрьмы, лагеря, ссылки, работа в госпиталях в годы Великой Отечественной войны, архиерейское служение на Тамбовской земле, затем в Крыму.
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) — это один из новопрославленных святых, который, однако, уже окружен огромным почитанием православных христиан. Жизнь его оборвалась в начале шестидесятых годов XX века в результате долгой болезни. Но его имя не забыто, ежедневно возносится молитва святому Луке Крымскому из уст множества верующих.
Прижизненное служение врачом определило и его место в соборе святых — молитва святому Луке стала средством исцеления и выздоровления. К нему, как и к святому Пантелеймону, обращаются люди, одержимые различными недугами, болезнями. Однако молиться о чем-то другом также не возбраняется. Многие родители читают, например, молитвы святому Луке о детях, о семейном благополучии.
Молитва святому Луке Крымскому
О всеблаженный исповедник, святитель, отец наш Лука! Великий угодник Христов! В умилении, приклонив колени сердца нашего, как чада своего отца умоляем тебя со всем усердием: услышь нас, грешных. Вознеси молитву нашу к милосердному и человеколюбивому Богу, которому ты в благости святых, с ангельскими ликами предстоишь. Ибо мы веруем, что ты любишь нас той же любовью, которою всех ближних возлюбил, когда пребывал на земле.
Выпроси у Христа, Бога нашего, чтобы он утвердил своих чад в духе правильной веры и благочестия. Пусть он даст пастырям святую ревность и заботу о спасении паствы, вверенной им. Пусть оберегают право верующих, укрепляют в вере слабых, наставляют незнающих, обличают сопротивляющихся. Каждому из нас дай дар, в котором мы нуждаемся, и который будет полезен и для вечного спасения и в жизни этой. Даруй городам нашим утверждение, земле плодородие, защиту от голода и болезни, утешение скорбящим, выздоровление больным, заблуждающихся на путь истины возврати, родителей благослови, детей в страхе Господнем воспитай и взрасти, сиротам и одиноким помоги. Преподай нам всем твое архипастырское благословение, чтобы мы, имея это молитвенное ходатайство, избавились от противостояния дьявола и избежали всякой вражды, нестроений, ересей и расколов. Проведи нас на дорогу, ведущую к селениям праведных, моля о нас всесильного Бога, чтобы в вечной жизни нам сподобиться с тобою непрестанно прославлять единосущную и нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.