19. Дом хлеботорговца И.Е.Белынского (дом, где прошли детские годы Ю.А. Гарнаева, ул. Советская, 162)

Координаты: 51.558117, 43.142768

В доме № 162 по улице Советской (Хоперской) в начале ХХ в. проживал Иван Егорович Белынский, известный в городе хлеботорговец, владелец салотопенного завода, постоялого двора и рощи, лавки на Троицкой площади. После революции в дом и флигель вселилось несколько семей, в том числе семья делопроизводителя А.В.Гарнаева, сын которого Юрий Александрович стал впоследствии Героем Советского Союза, заслуженным лётчиком-испытателем СССР.

«Маленький домик на окраине небольшого городка Балашова, занесённого зимой снегом, а летом прекрасного тем, что расположен он на берегу реки Хопёр, в который мы, ребятишки, ныряли с ранней весны до поздней осени, а после ледостава катались на льду, приделав на дырявый валенок вместо коньков деревяшки».

Это выдержки из книги «Проверено на себе», где собраны дневниковые записи Юрия Александровича, его воспоминания, которую он так и не смог завершить.

Юрий Александрович Гарнаев родился 17 декабря 1917 года в маленьком домике в небольшом городке Балашов Саратовской области. С авиацией маленький Юра познакомился в памятный первомайский день 1930 г., когда начальник Балашовской школы пилотов пригласил его на открытие школы летчиков, а затем и «покатал на настоящем самолете». «Закрутился пропеллер. Я прильнул к окну и замер от ощущения необыкновенной скорости, с которой самолет катился по земле. И вдруг она медленно поплыла вниз, а самолет перестал подпрыгивать на неровностях аэродрома. Мы были в воздухе…»

В Балашове самолетов тогда не было, а расположенный в Борисоглебске аэродром был сравнительно далеко от Балашова. Но вдруг весь город всколыхнула удивительная весть: в нашем Балашове открывается летная школа пилотов и авиатехников. В городе появилось много автомобилей, на которых ездили люди в летной форме.

Мать, разойдясь с отцом, решила перебраться из Балашова в Москву. Валентина Ивановна, взяв сына и дочь, решила давать с ними по деревням концерты. Они прошли почти пятьсот верст, от Оки до Десны. Встречали их хорошо, платили продуктами. Играли все — Шекспира и Пушкина, Шиллера и Толстого. Работа в собственном бродячем театре познакомила Юрия с драматической литературой, пробудила его поэтические способности, и если свои стихи он уже пробовал писать и раньше, то теперь рискнул даже читать их со сцены. Но лето кончилось, и Юрий поступил рабочим на подольский завод, после работы на котором, он поступил и успешно закончил в 1939 году Энгельсское военное авиационное училище лётчиков, после окончания которого работал инструктором в Забайкальской ВАШП (г. Улан-Удэ) – обучал курсантов пилотированию самолетов.

Шла война. На фронт Гарнаева не пускали: инструктор в школе стоил по меньшей мере двадцати новых боевых летчиков.

Город мой! Я запомнил тебя —
Ты был вечно задымленный, ржавый.
Твой питомец, я снова в родные края
Возвращаюсь с военною славой.
Шапку черных волос белой ниткой прошила
Жизнь бродяжья, солдатская тяжесть тревог,
На пути моем злая метель порошила.
Но не спутал я в мире дорог.
Под ногами горело — весь мир прокопченный,
А сердца наши тоже горели вдвойне.
Шла дорога на юг. Шла на север веревкой крученой.
Да, мы оба солдатами были в войне.
Я пришел. И целую твою мостовую.
Много раз опадала с черемухи белая пыль.
И кричал журавлям я: «Тоскую, тоскую!..»
А сейчас это все — пережитая быль.

Это стихи самого Юрия Александровича Гарнаева.

«Даже в самые трудные годы, когда сурово и незаслуженно обидели Гарнаева, он не ушел с аэродрома. Опытный летчик, он согласился работать мотористом, потом начальником клуба в авиагородке. Лишь бы пахло самолетами», — так пишут о нем друзья. После войны по злобному навету Ю. А. Гарнаев три года отбыл в лагерях, и это послужило потом причиной временного его отстранения от испытательного аэродрома, — но это там, за Полярным кругом, на обрывках пакетов из-под цемента он писал стихи о вере в жизнь, о торжестве справедливости. И только выдержка и страстное тяготение к самолету помогли Юрию преодолеть все земные препятствия и снова добиться штурвала.

Он освоил более 120 типов летательных аппаратов. Летчик, садящийся в самолет вертикального взлета и посадки, космонавт, осваивающий мировое пространство, — вспомни этого человека, проложившего одну из первых троп на большой дороге к звездам!

Любой летательный аппарат, все, что только может летать, было ему доступно.

Жизнь его развивалась не безмятежно. В разные годы Юрию Александровичу приходилось бывать не только летчиком, но и кочегаром, токарем, технологом, артистом, директором клуба. И всегда он оставался романтиком, поэтом. В этом, может быть, и заключалась его невероятная жизненная сила.

Мистер Коффе, шеф-пилот американской фирмы как-то, разговорившись, сказал Юрию Александровичу:

Вы первый человек из России, получивший такой документ, — поздравляя его с вручением официального разрешения на право пилотирования самолетов над всей территорией Америки, даже вне международных трасс.
Вы первый русский, завладевший американским небом, — пошутил он.

Гарнаеву хотелось возразить, но он сдержался. Директор фирмы запамятовал, как Чкалов, Байдуков и Беляков, а затем Громов со своим экипажем еще раньше завладели сердцами американцев и американским небом. И даже вертолеты, которые выпускает фирма, тысячами летающие над Америкой, сконструированы тоже русским. Гарнаев невольно вспомнил встречу с конструктором Сикорским.  Вспомнил взгляд его старческих глаз, устремленный на летчика — его соотечественника. Вспомнил, как старик откровенно рассказывал, что Америка никогда не была легкой страной…
Авиация — прежде всего счет больших побед, хотя неизбежны и потери. В профессии испытателя фатальность — вера в предопределение судьбы — ни при чем: здесь просто слишком высок процент опасных случайностей. Профессия летчика-испытателя считается самой опасной в списке профессий в мире. Ю.А. Гарнаев не дописал своей собственной книги, но последние ее страницы он дописал своей жизнью.

Сообщение ТАСС: «В воскресенье вечером, 6 августа 1967 года, во Франции при тушении большого лесного пожара, в сложных условиях гористой местности потерпел катастрофу вертолёт Ми-6. Экипаж в составе: командира корабля — Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР Ю. А. Гарнаева, второго пилота Ю. Н. Петера, штурмана В. Ф. Иванова, бортинженера С. А. Бугаенко, бортрадиста Б. Н. Столярова, инженеров-испытателей А. Я. Чулкова, В. П. Молчанова и двух французских специалистов: Сандоза и Тэпфера — погиб».

До последних секунд Ю.А. Гарнаев продолжал управлять вертолетом, пытаясь спасти экипаж и машину от катастрофы. И ему это почти удалось после удара хвостовой балкой о скалу в условиях почти нулевой видимости из-за плотного дыма от крупного лесного пожара. Чудом он посадил вертолет на более или менее ровное плато, но вертолет не удержался и рухнул вниз, в самое пекло пожара. Они горели потом ещё пять часов…

О трагедии передали почти все ведущие теле- и радиокомпании, где Гарнаева называли «признанным воздушным асом Европы».

«Же ву зем» — последние слова, которые он написал в своем дневнике. «Я люблю вас» — национальная фраза гостеприимного французского народа, и она совпадала со смыслом жизни нашего легендарного летчика. Он любил людей и верил им. С этой любовью он шел на самые рискованные испытания на земле и в воздухе. С этой любовью он работал в небе Франции, чтобы укротить лесные пожары и утолить жажду людей по чистому небу без дыма…

Мы будем счастливы только тогда, когда осознаем свою хотя бы и самую скромную роль. Только тогда мы сможем жить и умирать в мире. Ибо то, что придает смысл жизни, придает смысл и смерти. — Антуан де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ.

О нем говорили:
«Тебя сравнивают с Чкаловым, называют российским А. Сент-Экзюпери. Туда, на место твоей гибели, специально летал Ю. А. Гагарин, когда в последний раз был во Франции. Валентина Терешкова привезла оттуда горькую горсть земли и маленький осколок мотора.

Там, в горах близ Марселя, где разбился твой вертолет, теперь проложили тропу паломники — сюда приходят французы, приезжие и местные, советские моряки с кораблей, заходящих в Марсель… Там зовут тебя теперь хозяином неба, в память тех дней, когда героический экипаж вел здесь единоборство с огнем».

Он жив! И годы
Память не сотрут
О смелом соколе
С душой поэта!..