9. Дом купца Дьякова: памятник архитектуры, овеянный легендами

Координаты: 51.557625, 43.139831

Среди памятников архитектуры прошлого века в Балашове сохранилось ещё одно произведение искусства – дом купца I гильдии Евгения Михайловича Дьякова, построенный в 1903 году. Купец был зерноторговцем, землевладельцем, акционером мельницы Второго товарищества мукомолов (мельзавод № 7). Его дом находится недалеко от мельницы и радует нас красотой своего облика, удивительными пропорциями и красивыми декоративными элементами. С 1995 года он является отделом Балашовского краеведческого музея, где представлен купеческий быт.

Бревенчатый дом стоит на высоком кирпичном цоколе. Стены обшиты тёсом «в ёлочку». Большие окна с арочными завершениями украшены резьбой в виде ламбрекенов с кистями. Некоторые резные узоры на особняке напоминают восточные орнаменты. Водосточные трубы выполнены в виде крылатых сказочных драконов, увенчанных коронами. Сохранившийся интерьер также удивляет своим изяществом и радует глаз. Особняк является памятником городской деревянной архитектуры, объектом культурного наследия регионального значения. Дом этот —  одно из немногих сохранившихся в России строений, где в полной мере отражаются самобытные традиции купеческой российской провинции. В Балашове так хорошо не сохранилось больше ни одно старинное здание.

Хотя дом деревянный, от русского народного зодчества в нем почти ничего нет; в его облике явно просматривается эклектика — смешение стилей городской каменной архитектуры. Такая мода появилась в крупных городах России еще в середине XIX века, а к началу ХХ эклектика добралась и до небольших провинциальных городов вроде Балашова. В отделке дома Дьякова обнаруживаются отдельные элементы барокко, рококо, модерна, мавританского стиля, классицизма… Есть и мотивы русского народного зодчества, но их очень мало. Это символы солнца в резьбе, бочкообразная кровля парадного крыльца и, разумеется, сам тип сруба: «в обло», то есть тот, при котором концы бревен немного выступают за пределы плоскостей стен и крестообразно пересекаются. Однако увидеть этот сруб невозможно, поскольку дом обшит тесом. Эта традиция относительно новая, она появилась в наших городах примерно в XIX веке. Тогда народное зодчество уже пришло к своему упадку, и стало модным придавать деревянным домам вид каменных. Для этого бревенчатые стены нужно было скрывать, и их обшивали досками.

В планировке особняка нет ничего необычного, она характерна для многих городских домов того времени. Что же касается внутренней отделки, то она имеет высокую степень сохранности: тканевые и бумажные обои, гипсовая лепнина, паркет… И, конечно же, прекрасные печи с изразцами, изготовленными более ста лет назад в Финляндии на заводе в городе Або (Турку); таких печей в России сохранилось очень немного, и почти каждая из них уникальна.

Пожалуй, один из наиболее интересных в доме Дьякова – камин в бывшем рабочем кабинете хозяина. Как выяснилось, изразцы изготавливались по готовой форме, являющейся авторской разработкой немецкого художника и скульптора Пауля Обста. Несколько похожих печей сохранилось в России и за границей, есть такая в музее-квартире поэта Н. А. Некрасова в Санкт-Петербурге… Но все эти печи с одной и той же формой изразцов, с повторяющимися кариатидами различаются по цвету росписи. И среди них нет двух абсолютно одинаковых.

Что касается хозяина дома, то о нем мы можем судить как по архивным документам (этих сведений относительно немного) так и по рассказам старожилов. Конечно, устные рассказы – это разновидность фольклора, и относиться к такой информации надо осторожно. Но, так или иначе, это тоже – память о человеке, хотя и не во всем соответствующая реальности.

О Е.М.Дьякове говорили, что это был хозяйственный человек, умный, с деловой хваткой. Наверное, так и было. Интересно, что разные люди вспоминали о нем очень по-разному: некоторые рассказывали, что это был человек с чувством собственного достоинства, уважительно относящийся к окружающим; другие акцентировали внимание на его любви к развлечениям и шумным компаниям, и даже на достаточно буйном нраве, утверждая, например, что «не ходил он без кистеня»… Каким он был на самом деле – вопрос теперь очень сложный, ответ на него, видимо, лежит где-то посередине.

Есть легенды и о самом особняке. Будоражат воображение многих жителей города рассказы о подземных ходах под домом, о не сохранившемся до наших дней водопроводе, трубы которого якобы были сделаны из серебра, о загадочном зеркале в одной из комнат… Сотрудники музея с удовольствием расскажут посетителям о тайнах старого дома.

Каждый старинный особняк уникален. Сохранение и реставрация памятников архитектуры – наша задача; это не только память о прошлом и уважение к родной истории и культуре, но и важная составляющая имиджа нашего края, показатель респектабельности города и местных властей.

Улица Советская является старейшей улицей Балашова. Ее первоначальное название – Хоперская.