Перелески,луга,живописные холмы,голубая лента рек, разнотравье и неугомонное щебетание птиц. Не перестаю удивляться красотой земли русской. Березовые рощи сменяют дубравы,воздух словно доброе вино пьянит и дурманит своей свежестью. За окном автомобиля один неповторимый пейзаж сменяет другой,более интересный и незабываемый.
В любой поездке по нашей стране вызывает интерес, а порой и изумление названия поселков и деревень. Иногда попадают и вовсе оригинальные имена. Турки — одно из многих. Читая название этого населенного пункта не знаешь ,где поставить ударение в слове. К тому же название поселка совсем не свойственно центральной полосе России.
Попробуем разобраться во всем по порядку
Местность в районе Турков холмистая, на востоке раскинулась пойма Хопра с многочисленными старицами и рощами. За живописную природу посёлок получил прозвище Маленькая Швейцария. Это место издревле манило людей своей красотой и практичностью .История села уходит глубоко в века. Как гласит Большая Саратовская энциклопедия
«Деревня Рысья была основана в 1723 году на землях, дарованных Петром I военным-победителям русско-шведской войны (всего 29 человек).
Расположенное в живописной местности на крупнейшей реке региона и торговом тракте из Балашова в Кирсанов, село быстро разрасталось и к 1859 году насчитывало 586 дворов, 2347 мужчин и2405 женщин. Имелись две православные церкви, пристань на Хопре, становая квартира, по субботам организовывались базары и ярмарки . Примерно в этот период за селом закрепляется название Турки. Существует целый ряд версий, объясняющих его происхождение. Согласно самой популярной, в петровские времена в период русско-турецкой войны на горе жили пленные турки, из-за чего гора стала именоваться Турковой, а село Турками. Похожий вариант связывает название горы и села со старым турком, жившим в этих местах и державшим постоялый двор. По ещё одной версии в окрестностях горы водились горные козлы туры, давшие ей и затем поселению имя. Другая «природная» теория появления названия предполагает, что связано название с водоворотами на Хопре, которые в простонародье назывались турками. Возможно также, что в названии села увековечено производство глиняных кофейников-турок, процветавшее здесь в прошлом. По этнической версии, в числе первых поселенцев было много черкесов, адыгейцев и кабардинцев, плохо понимавших русский и за это величавшихся турками. Наиболее же простой вариант связывает топоним Турки с прозвищем Тур или фамилией Туров.»
По дороге нам попадается табличка с указанием населенного пункта «Боцманово» ,которое вовсе меня повергло в ступор своей непричастностью и несоответствием местному колориту. Морская тематика вызывала различные эмоции и предположения .В голове проскальзывали разные версии,но ответ не находился. Вы его узнаете,чуть позже дорогие читатели.
…..Сегодняшний путь с моей супругой Светланой лежал в село Чириково, о котором я был наслышан,но никак не получалось попасть в эти края. Свернув по указателю и попав на неприглядную грунтовку,первая мысль ,что еду в неправильном направлении. Уж больно пейзаж казался каким то древним и первозданным. Через десяток километров нашему взору открылся живописный вид самой деревушки. Ощущение было,что мы перенеслись на машине времени куда то назад. Казацкие избы «пятистенки» , словно кистью художника, раскиданы по уютной долине и напоминали мне из детства, кадры знакомого советского фильма.
Чуть дальше, за домами открывалась картина с видом на чудесный храм ,обрамленный сказочной оградой. Ровная тропинка с живой изгородью вела к святому месту. Вокруг было благолепие и божественная красота. За ажурной изгородью находились павлины и лебеди. Сад-огород удачно вписался ландшафт этого места и подчеркивал хозяйственную струнку его обитателей.
Познакомившись с настоятельницей собора,узнаем, много интересного
Главная легенда села связана со временами крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва. Из поколения в поколение передаётся предание о том, что мятежные наместники братья Ивановы, покидая свою ставку в Чирикове, не увезли награбленное с собой, а спрятали его в гроте (или пещере) в Каменном овраге. При этом богатства были рассортированы на золотые и серебряные, свалены в две лодки и подвешены в них на цепях. Вход в сокровищницу был затем завален большим камнем. Впоследствии этот клад неоднократно пытались найти, но все попытки оставались тщетными1.
Ещё одна мистическая история была записана во второй половине XIX века со слов ивановского помещика И. А. Салова. Согласно ей, однажды в постоялый двор возле Чирикова зашёл благообразный седой старик-прасол (торговец скотом). Гость попросил сидельца двора налить ему четверть вина и, осушив её залпом, сказал, что денег заплатить не может, но взамен вознаградит его. Сиделец доверился старику и спросил, какой скот он перегоняет. Тот ответил, что мелкий, и вышел вон. Последовавший за ним сиделец увидел уходящего старика и бежавшее за ним стадо мышей и крыс. В эту ночь с постоялого двора навсегда исчезли все грызуны. Вскоре после этого случая сиделец пошёл к обедне в село и поставил свечку Николаю Чудотворцу. Подняв глаза на образ святого, он вдруг увидел лицо старика-прасола, а на подсвечнике откуда ни возьмись лежали деньги за четверть вина. Стоит отметить, что подобные легенды о волшебных избавителях от мышей и крыс в давние времена были распространены в российской сельской местности, символизируя чудесное избавление от вредителей там, где обычные человеческие методы не помогали
В селе Чириково сохранилась каменная церковь с колокольней. Церковь была построена в 1843 году тщанием местного землевладельца князя Василия Васильевича Енгалычева и его супруги Евдокии Фёдоровны. Главный престол храма был освящён во имя иконы Казанской Божией Матери, имелся также отапливаемый придел преподобной мученицы Евдокии. Рядом с церковью впоследствии была возведена часовня-усыпальница Енгалычевых, освящённая во имя священномученика Василия Херсонского. Причт Казанского храма состоял из священника и псаломщика, живших в церковном и общественном домах соответственно. При советской власти храм был закрыт и подвергся разорению, но больших разрушений избежал. В 1990-е годы предпринималась попытка возродить и отреставрировать храм, однако из-за слишком немногочисленного прихода полноценная реконструкция так и не была проведена. Несмотря на малочисленность прихода и сомнительные перспективы самого села, с середины 2010-х годов на средства благотворителей ведётся масштабная реконструкция храма. С конца 2013 года Казанская церковь является подворьем Балашовского Покровского женского монастыря. На данный момент место всячески облагораживается. Помимо храма определённый интерес представляет расположенный под холмом святой источник, над которым установлена часовня и в 2017 году отстроена заново купель.В селе живут люди ,ухаживающие за храмом и хозяйством, верящие в праведные устои православной церкви. Живут дружно соборно,в труде и молитвах. Местные земледельцы помогают им в развитие отдельного взятого российского села с древними корнями и историей. Вместе отмечают православные праздники,обустраивают село и гордятся своей Родиной.
Интересно и название самого села Чириково,увековечившего в вечной памяти известного человека,посвятившего жизнь величию и могуществу России.
По версии Большой Саратовской энциклопедии:
« По … версии Чириково в XVIII веке было отдельным поселением, основанным на пожалованных императрицей Елизаветой прославленному мореплавателю А. И. Чирикову землях.
Фамилия Алексея Ильича Чирикова(1703-1748 г.г.) русского мореплавателя, капитан-командора, исследователя северо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии, участника Первой Камчатской экспедиции (1725—1730) и Второй Камчатской экспедиции (1733-1741) навеки оказалась связана с сухопутной, лесостепной частью Поволжья.
Алексей Иванович Чириков в 1725 году будучи лейтенантом направляется помощником Витуса Беринга в Первой Камчатской экспедиции (1725—1730). В 1733-1741 годах становится участником и одним из руководителей Второй Камчатской экспедиции на пакеботах «Святой Пётр» и «Святой Павел». В 1740 году экспедиция основала на полуострове Камчатка Петропавловскую гавань, увековечив названия своих кораблей. В 1741 года первым из европейцев А. И. Чириков на пакетботе «Святой Павел» достигает северо-западного побережья Америки (это было второе посещение русским судном американского берега после М. С. Гвоздева и И. Фёдорова на боте «Святой Гавриил» 21 августа 1732 г.), а затем прошёл вдоль её берегов на север и на обратном пути открыл ряд островов Алеутской гряды, нанеся их на карту. В 1742 году участвовал в поисках пакетбота «Святой Пётр» Витуса Беринга. Алексей Иванович прожил всего 45 лет. .Алексей Ильич был женат на Прасковье Яковлевне — любящей, самоотверженной женщине, которая всячески поддерживала своего супруга . Она родила Чирикову двоих сыновей и трех дочерей. Вместе с детьми Прасковья Яковлевна приняла участие во Второй Камчатской экспедиции, разделив с мужем все тяготы морского путешествия.
Будучи очень скромным человеком, Алексей Ильич не присвоил свою фамилию ни одному из открытых им островов, гор, мысов и прочих географических объектов.
Рапорт о результатах его плавания является первым в истории описанием северо-западных берегов Америки. Однако, в наши дни мало кто знает и слышал об этом выдающемся человеке. Несомненно, прав был Жюль Верн, когда писал:
«В то время как Беринг пользуется всеобщей известностью, капитан Чириков почти забыт, и его имя мало кому известно.»
В 1754 г. Академия наук издала на французском языке карту Сибири, где были опубликованы результаты исследований Беринга и Чирикова и Великой Сибирской экспедиции.
Побывать на своих землях в Чириково, Алексею Ивановичу скорее всего не пришлось. Скончался Алексей Ильич Чириков 24 мая (4 июня) 1748 от последствий цинги и туберкулеза. Последние годы великого мореплавателя прошли в страшной нужде.
Другим участником Второй Камчатской экспедиции был капитан 1 ранга,основатель города Петропавловск-Камчатский штурман мичманского ранга Елагин Иван Фомич (1708-1766) мореплаватель, участник отряда Беринга-Чирикова, произведший опись и составление первой карту Авачинской губы, в 1740 году основал город Петропавловск-Камчатский.
В конце 1742 года Елагин доставил в Санкт-Петербург рапорт А. Чирикова президенту Адмиралтейств-коллегии Н. Ф. Головину — описание побережья Северо-Западной Америки. С 1754 – 1757 год находился в Саратове, где занимался перевозками соли.
Прихопёрские угодья могли быть дарованы также И. Ф. Елагину, участвовавшему вместе с Чириковым во Второй Камчатской экспедиции.
Вполне возможно, что именно Елагин принимал участие в заботах о землях своего начальника, в том числе и в Прихопёрье. Его имя часто проскальзывает и упоминается в этих местах.. Кроме того название села Боцманово наводит на определенные мысли.
Русское владельческое село Боцманово (по престолу местной церкви — Покровское) основано в 1737 году на правом берегу реки Хопер помещиком М. П. Извольским. Первыми поселенцами стали крестьяне, переведенные из Нижегородской губернии. Существует также версия, что село располагалось на прихоперских угодиях, пожалованных императрицей Елизаветой мореплавателю И. Ф. Елагину, участвовавшему вместе с А.И.Чириковым во Второй Камчатской экспедиции. С этим же фактом связывают и наименование
Уважаемые читатели , вот такая сказка-быль обрисовалась, в моей чудо — поездке на Турковские земли.
Эта долгая дорога к храму не показалась мне такой утомительной ,ни по содержанию,ни по расстоянию. Лишний раз ,во мне утвердилось понимание,что наша страна сильна обычными малыми городами, селами и деревнями,их историей. Пусть Вам не покажется эта мысль банальной — именно они опора и фундамент земли Русской. Возрождение таких мест и прежде всего духовное — обязательное условие в силе и могуществе государства Российского.
Антоненко А.В — член президиума ВООПИиК Саратовской области.