Нонна Прудникова: «Путешествие в петровские времена, или Загадочное место на берегу Хопра»
Саратовская область располагается на обширной территории, размер которой превосходит размеры некоторых стран. В то же время она имеет богатую и интереснейшую историю, которая часто оказывается забытой
.

 Одним из таких знаковых мест, имевших когда-то величайшее значение для местного развития, является заброшенная в настоящее время усадьба Нарышкиных в селе Пады Балашовского района. На ее территории сейчас находится санаторий «Пады». Это благословленное необычайной красотой место на берегу некогда чистейшей в Европе реки Хопер впервые упоминается в исторических летописях, датированных 1721 годом, хотя его история началась, несомненно, много раньше.

Когда подходишь к зданию усадьбы со стороны аллеи, невольно представляешь себе, как к дому подъезжает экипаж, из которого выходит изящная женщина в пышном платье, а ее встречает статный мужчина во фраке. «Добро пожаловать, Февронья Павловна!», – говорит он, протягивая ей руку. И они удаляются в особняк, откуда звучит фортепианная музыка…

Известная современникам история села началась с появления в нем графа Нарышкина, двоюродного брата Петра I. По одной из легенд село получило свое название после курьезного происшествия с графом, путешествовавшим по своим владениям в дождь: он упал в грязь прямо из экипажа, поэтому село и стали называть Пады, хотя по некоторым данным ранее оно существовало под названием хутор Березин. Неподалеку от Падов также располагается село Беломойка, в котором графа Нарышкина привели в порядок, что является спорным доказательством этой истории.

В переводе с греческого «пады» звучит как «царские развалины». Нынешнее состояние усадьбы как нельзя более точно соответствует ему. В советские времена в усадьбе располагались корпуса и пекарня санатория, но в 90-х годах прошлого столетия здания были признаны памятником истории и культуры федерального значения, в связи с чем санаторию запретили их использовать.

В настоящее время за усадьбой никто не следит – санаторию нельзя, а федералы никак не доберутся до саратовской глуши, поэтому все здания усадьбы находятся на грани полного разрушения, однако в первозданном виде сохранились общая структура и планировка усадьбы.

Но в 18 веке, когда в России правила царская династия, все выглядело совершенно иначе. Получив в дар от Петра I за проявленную в войне со шведами отвагу земли в саратовской глубинке, представитель одного из самых знатных родов России, двоюродный брат царя, граф Александр Львович Нарышкин перевез своих крестьян из Подмосковья и построил усадьбу.

Сначала она состояла из небольшого кирпичного завода, где изготавливались стройматериалы для постройки нескольких зданий для господ и прислуги, а потом и небольшой пекарни, школы, народного дома (кстати, это практически единственное сохранившееся до наших дней в приличном виде здание, в котором сейчас располагается Падовский дом культуры), больницы и даже метеорологической станции. Позже на заводе стали изготавливать кирпичи с выбитыми буквами «Н» и «В», обозначавшими инициалы Нарышкина.

В лучшие годы своего существования усадьба приносила своим хозяевам доход до 200 000 рублей в год. Усадьба имела название «Раздолье», и до сих пор ее история окутана множеством легенд. Одна из них гласит, что при рождении детей у Василия Львовича Нарышкина, при котором усадьба достигла своего наибольшего расцвета, у фонтана на центральной аллее высаживалось по дубу. Когда его дочь умерла, будучи еще ребенком, дуб, посаженный с ее рождением, высох. Всего у Нарышкина было 6 детей, сейчас здесь осталось лишь 5 дубов, 3 из которых были посажены им, а 2 – выросли позже сами по себе.

Вообще здесь уникально все – не только сама усадьба, но и природа. На аллее высажены более 200 сибирских елей, которых больше нет нигде в этой местности, рядом протекает река Хопер, к песочному пляжу на берегу которой ведет крутая деревянная лестница.

Следы того времени хранит школьный музей, в котором собраны уникальные экспонаты, – шкаф, стоявший в доме Нарышкиных, стол управляющего усадьбой Александра Беляева, 2 кресла, стеклянные бордюры, украшавшие некогда фонтан, вокруг которого были посажены те самые дубы, и многое другое. Всего в музее насчитывается около 200 экспонатов. О жизни усадьбы в ее лучшие времена нам рассказала учитель истории местной школы, хранитель музея и экскурсовод Кривчикова Елена Анатольевна.

«Я живу в селе Пады уже 18 лет. Сначала работала в санатории, теперь в школе, но моим любимым занятием все это время остается музей. Он помогает сохранить богатую и необыкновенную историю нашего села, представить, как жили в те времена Нарышкины. В зеленом домике жила Февронья Павловна – жена Василия Львовича. Она любила забираться на высокий второй этаж своего домика и проводить время на красивой резной веранде. По соседству с ней располагался детский домик, в котором жили дети с няньками, а в доме с башней жил барин. Он любил следить за тем, как идут дела в его усадьбе со смотровой башни, взбираясь туда по винтовой лестнице. Оттуда можно было видеть, как работают крестьяне в поле или на Хопре. Здесь же, в барском доме, устраивались увеселительные мероприятия для господ – слушали певчих крестьян, принимали гостей из столицы, среди которых были знаменитые писатели, поэты и музыканты того времени, такие как Рахманинов. К сожалению, сейчас все выглядит совсем по-другому. Любая попытка со стороны санатория хоть как-то привести в порядок здания усадьбы моментально пресекается прокурорскими проверками, однако с тех пор, как она перешла в разряд памятников истории федерального значения, за ней никто не следит. Больно видеть, как разрушается у нас на глазах уникальный объект культурного наследия!»

Действительно, усадьба «Раздолье» со временем все больше становится похожей на старинный заколдованный замок. Где же тот принц, который придет и спасет его от разрушения?

Возможно, усадьба найдет наконец своего спасителя среди современных искусствоведов, как это произошло с Домом со львом в селе Поповка под Хвалынском. Уникальная роспись на его стенах долгие годы оставалась без должного внимания, а теперь здесь открылся музей народной монументальной живописи.

Автор: Нонна Прудникова  Фото: автора, istoricalunion.ucoz.ru