Платонов Г.М.: Святыни Покровской обители

Платонов Георгий Маратович
Доцент, Кандидат исторических наук

Среди объектов дореволюционного Балашова видное место занимал Покровский женский монастырь. Косвенной причиной появления в городе монашеской общины стала Крымская война. В ходе войны и по её окончании в ряде губерний России стали появляться богадельни – приюты для раненых и увечных воинов, а также сирот и других лиц, пострадавших в ходе войны.

В Балашове инициативу проявили представители купечества. Торговец Иван Вытнов на свои средства построил часовню, а затем помог другому предпринимателю Иллариону Иванову в 1860 году открыть богадельню. Спустя год дом при богадельне был преобразован в Покровскую церковь. В 1865 году Иванов обратился в епархию с прошением о создании Покровской женской монашеской общины. Процесс несколько затянулся. Только в 1871 году было получено разрешение Синода на общину, а в 1884 году община официально превратилась в женский монастырь.

Одним из средств привлечения паломников и роста авторитета монастыря было наличие святынь – икон, священных предметов и мощей. Появились свои святыни и в Покровской обители. Это были мощи трех афонских мучеников Евфимия, Игнатия и Акакия. Согласно одной из версий, их привез из паломничества на гору Афон купец Сапожников в 1869 году.

Преподобномученики Евфимий (в миру Елевферий), Игнатий (в миру Иоанн) и Акакий (в миру Афанасий) родились в благочестивых православных семьях и жили на Балканах, находившихся в то время под властью Османской империи. В молодости они проявили малодушие, но затем раскаялись и приняли монашество на горе Афон. За открытое исповедание веры Христовой и осуждение ислама они были казнены в Стамбуле: святой Евфимий -22 марта 1814 года, святой Игнатий -8 октября 1814 года, а святой Акакий — 1 мая 1816 года.

Этим святым молятся об укреплении в Вере, а их общая память совершается, по традиции, в день мученичества святого Акакия.
В этот день в монастыре ежегодно служили молебен в их память, а вокруг монастырских церквей совершался крестный ход с мощами Божиих угодников, поклониться которым стекались жители как из Балашова, так и других мест обширной Саратовской епархии.

В 1877 году началась новая война с Османской империей. Она носила освободительный характер для народов Балканского полуострова. А по окончании войны в Покровской обители появилась ещё одна святыня – икона Покрова Пресвятой Богородицы. Этот образ был изготовлен по заказу императрицы Марии Александровны (жены Александра II) специально для Балашовского женского монастыря в знак признания его большого вклада в подготовку сестёр милосердия во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Икона была преподнесена обители как дар императрицы с соответствующей на ней надписью. Таким образом, праздник Покрова для Балашова приобрёл ещё один важный духовный смысл. Дальнейшая судьба святыни неизвестна.

Свой вклад в развитие Покровской обители внесла баронесса Прасковья Григорьевна Розен, известная российскому обществу также как игуменья Митрофания. В 1873 году допущенные ею формальные нарушения по составлению завещательных документов были расценены как мошенничество, как подлог векселей. Прогремевший на всю Россию судебный процесс закончился обвинительным заключением. Московский окружной суд признал её виновной и приговорил к ссылке в Сибирь на четырнадцать с половиной лет. Ссылку вскоре заменили пребыванием в монастыре под надзором.
В 1893 году в силу ряда обстоятельств она поселилась в Усманском монастыре Тамбовской губернии. С этим переездом был связан один из самых светлых периодов в её многострадальной опальной жизни – судьба подарила ей встречу с игуменьей Балашовского Покровского монастыря матерью Марией. Впоследствии Митрофания часто приезжала в Балашовскую обитель и подолгу жила здесь. Желая оставить о себе память, Митрофания заказала в Иерусалиме точную копию Голгофского Распятия для преподнесения её Покровскому монастырю.

Новая Голгофа представляла собой трёхметровый четырехконечный, крашенный тёмно-коричневой краской трехсоставной крест на котором имелась надпись – «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» – на греческом, латинском и еврейском языках. Тело Иисуса Христа было написано на особой, обрезанной по очертаниям изображения, кедровой доске, пригвожденной к Кресту железными гвоздями. Кроме этого, комплекс включал в себя изображения Богородицы и апостола Иоанна и частицы Животворящего Креста и скалы Голгофской.

25 сентября (7 октября) 1898 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, давно ожидаемая святыня прибыла в Балашов.
Здесь её встречали и сопровождали, по благословению епископа Саратовского и Царицынского Николая (Налимова), крестным ходом, в котором приняли участие многочисленные жители города. С этого времени Новая Голгофа стала глубоко почитаемой святыней не только Покровской обители, но и всего Балашовского края.

Вместе с нею матушка Митрофания передала в Балашовскую обитель немало священных предметов, приобретённых во время её путешествия по святым местам Палестины: лампад, подсвечников, ваз и других вещей, что позволило создать при святыне обстановку, близкую к той, что имелась тогда при Святой Голгофе.

В монастырь были пожертвованы ею и несколько икон собственного письма. Три из них известны достоверно. Это иконы Святой Троицы, Спаса Нерукотворного и Воскресения Христова. Названные святыни также не сохранились.

Проблемы монастыря начались в 1909 году, когда сгорела монастырская мельница. К 1913 году обители удалось избежать банкротства. Но впереди были Первая Мировая война и две революции. С 1917 по 1920 год происходила национализация монастырской собственности, что привело к его полной ликвидации.

4 февраля1918 года на заседании уездного исполкома принимается решение о закрытии монастырского кладбища и проведении приёмки монастырского имущества . А через две недели – о вскрытии святых мощей преподобных афонских старцев Ефимия, Игнатия и Акакия, находящихся в монастыре.

Утром 21 февраля для проведения вскрытия прибыла комиссия во главе с представителем уездного исполкома. Вскрытие было проведено в присутствии игуменьи Марии (Мандрыко), священника Симеона Табернакулова и протоиерея Димитрия Дьяконова. В протоколе вскрытия представители местной власти отметили: «В серебряном ящике на зелёной бархатной подушке три части отпиленных человеческих костей, одна от локтевой, а две от большой берцовой. Вид костей обычный, какими бывают все кости умерших». Результаты вскрытия явно не удовлетворили местную власть.

Игуменья Мария пыталась сохранить хотя бы часть монастырского хозяйства и спасти сестёр обители от дальнейших жизненных неприятностей. В апреле она предприняла попытку преобразовать монашескую общину в «Покровскую трудовую артель». Были составлены документы для регистрации.

Окончательное решение по монастырю было принято 23 апреля 1919 года. Всё монастырское хозяйство передавалось расположенной на территории монастыря Трудовой школе-коммуне имени Луначарского, финансовая деятельность регулировалась уездным отделом народного образования. Было принято решение и по Покровской трудовой артели. Бывшим насельницам разрешили проживать на прежнем месте и распоряжаться доходами от своей трудовой деятельности, устанавливались выделяемые им нормы пропитания. Но территория монастыря им уже не принадлежала.

В 1990-х годах в Балашове, как и во всей России, началось возрождение церковной жизни. В 1997 году православной общине было передано здание бывшей станции юных техников, в котором до революции находилось железнодорожное училище. В здании был устроен православный храм, престол освящен во имя Преображения Господня. 6 октября 2011 года была сформирована Саратовская митрополия в составе трёх епархий: Саратовской, Покровской и Балашовской. В Балашове спустя много лет снова появилась архиерейская кафедра. Епископом Балашовским и Ртищевским стал Тарасий (Владимиров). Одним из первых деяний епископа Тарасия стало возрождение Покровского монастыря. При Преображенском храме образовалась небольшая община женщин, трудившихся при храме и стремившихся к монашеской жизни. Духовной поддержкой перед важным делом стало следующее событие.

Осенью 2012 года в балашовском кафедральном соборе Архангела Михаила производились ремонтные работы, и в ризнице рабочие обнаружили икону, которая была замурована в стену. Оказалось, что на ней – святые мученики Евфимий, Игнатий и Акакий.

В ходе реставрационных работ открылось, что в иконе хранятся частицы мощей Божиих угодников Евфимия, Игнатия и Акакия, прежде считавшиеся утерянными. Обретение святых мощей, некогда бывших одной из главных святынь Покровского монастыря послужило благим знаком к возрождению женской обители. В настоящее время монастырь продолжает расти и развиваться.