Уже минуло два года с тех пор, когда ушел из жизни ведущий балашовский эксперт в сфере стратегического анализа, преподаватель вуза, писатель-фантаст, да и просто друг редакции «Балашовской правды» Юрий Глебович Панов. Но надо заметить, что в современных условиях, когда на Россию коллективным Западом оказывается беспрецедентное экономическое, военное и политическое давление, когда во весь рост перед нами встали вопросы необходимости скорейшего импортозамещения и перехода страны на рельсы так называемой «мобилизационной экономики», научные взгляды Панова, в плане стратегического развития нашего города и района в экономической сфере, стали актуальны, как никогда.
А потому сегодня хотелось бы напомнить читателям газеты об этом замечательном человеке, об его научных изысканиях и взглядах. Для этого корреспондент «Балашовской правды» на днях встретился и пообщался с членом правления АНО «Институт развития социально-экономических проектов и инициатив», членом президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Саратовской области Александром Антоненко.
Корр: — Александр Викторович, каким Вам запомнился Юрий Глебович? Какие его научные поиски произвели на Вас наибольшее впечатление?
— Я познакомился с Юрием Глебовичем Пановым в то время, когда возглавлял Торгово-промышленную палату Балашова. Он пришел ко мне сам, со своими идеями. И надо сказать, что идей и проектов у него всегда была очень много. Юрий Глебович на уровне теоретических исследований и привлечения научных принципов осознавал, понимал и математически точно оценивал реалии сегодняшнего дня и предстоящего будущего. И то, что мы сблизились с ним в вопросе безусловной необходимости восстановления и развития промышленности в Балашовском районе – это факт!
Меня удивили его глубокие познания, на уровне разработки математических моделей, связанных с циклами Кондратьева. Как известно, Дмитрий Кондратьев в начале ХХ века проанализировал развитие стран, регионов в зависимости от их технологического прогресса и вывел экономические циклы длинной в пятьдесят лет.
Характерно, что сегодня человечество, вступая в шестой технологический уклад, демонстрирует динамику предыдущих циклов развития. Ведь всякий раз, когда технологии достигали определенного уровня развития, возникала серьезная конкурентная борьба. В этот момент обострения конкуренции неизбежно начинались различные катаклизмы, войны, противостояния. Причем это была борьба не только за рынки сбыта, за лучшие конкурентные позиции. Во-первых, это была битва за право быть во главе технологического прогресса! Поэтому в последние годы мы с вами что-то подобное и наблюдаем.
Когда мы общались с Юрием Глебовичем, такие события ещё не были столь актуальными. Однако в своей знаменитой статье, изданной в журнале «Балашов», о развитии нашего города, вышедшей под названием «Ново-Балашов», уже были в полной мере отражены его стратегические взгляды на развитие нашего города, опирающиеся как раз на длинные волны Кондратьева.
В той статье, несмотря на определенную долю научных максимизаций, присутствовали и кардинальные моменты. Математическая модель Панова, которую он разрабатывал самостоятельно, позволила Юрию Глебовичу прийти к мнению, что Балашов, вследствие смены социалистического уклада на рыночный, в определенный момент получил стагнацию или падение. Но это падение было связано не только с Балашовом. Данная тенденция прослеживалась абсолютно по всей стране. Она была коррелирована с созданием и развитием новой страны, новой России. Поэтому неизбежно, проиграв технологическую войну в результате развала Советского Союза, наша страна откатилась назад, что мы с вами и наблюдали. Однако это его не только не пугало. Но, наоборот, он осознавал и понимал глубинные процессы всего происходящего и не опережал события.
Не секрет, в свое время промышленность в Балашовском районе была представлена самыми разнообразными отраслями. Тогда бытовало мнение, что Балашов является экономически самодостаточным. К сожалению, в связи с развалом Советского Союза мы потеряли множество промышленных предприятий. И Юрий Глебович увидел это. Однако он, быть может, оказался каким-то «пророком в своем Отечестве», уверенно заявив о том, что именно в этих условиях у Балашова неизбежно будут рост и большие перспективы в будущем.
Быть может, сейчас кто-то и может сказать, что на сегодня в полной мере мы пока не наблюдаем обещанного «экономического чуда». Однако жители города и района не могут не видеть, что в последнее время Балашов всё более активно благоустраиваться. Представить такое, положим, лет десять назад было бы вряд ли возможно. Но на сегодня уже решен ряд прежде острых вопросов с детскими садами, с благоустройством и развитием общественных территорий, зон отдыха и комфорта. Кроме того, мы не можем не замечать и определенные тенденции по развитию промышленности. Здесь и деятельность ООО «Макром», и начало строительства будущего завода ООО «Саратовские Биотехнологии», и деятельность ещё ряда небольших производств. Нельзя забывать и том, что ООО «Балтекс», несмотря на все перипетии судьбы, сегодня продолжает работу, представляет результаты деятельности на крупных всероссийских выставках.
В то время Юрий Глебович меня поразил тем, что, когда все опустили руки и не даже думали о том, что Балашов сможет когда-то вернуть хотя бы часть своего былого могущества, он верил в будущее нашего города, доказывал это посредством эконометрических, квалиметрических изысканий.
Да, Панов признавал падение в нашем городе количества вузов, из-за чего многие молодые балашовцы уезжают получать высшее образование в мегаполисы и остаются там. Происходит это потому, что здесь нет каких-то «якорных» предприятий, куда можно было бы возвратиться. Однако опять же он смотрел на это не с позиции скепсиса, но с точки зрения понимания процессов.
Особенно яркой была его идея о создании в нашем городе построенного заново района (даже не микрорайона!) под названием «Ново-Балашов» и с населением порядка 30 тысяч человек. Это, безусловно, дало бы «рывок» всему Балашову. Поскольку ключевым пунктом предлагаемой программы развития являлось условие создавать настоящий город в городе за счет собственных ресурсов. То есть, построить микрорайон нужно было бы с помощью своего кирпичного завода, нового производства железобетонных изделий, столярных цехов, других местных предприятий, связанных со строительством и созданием инфраструктуры, а также посредством изменения структуры управления.
Быть может, для кого-то всё это может и показаться утопией. Но ведь во времена Балашовской области именно так и начиналось возрождение нашего города. И именно тогда в Балашове был заложен некий фундамент, «трамплин» для его развития на несколько десятилетий вперед. Даже несмотря на то, что область была упразднена, тогда был создан богатый задел. Ведь развитие промышленности или, как сегодня говорят, технопарков, о которые Юрий Глебович тоже активно продвигал, даёт возможность не только для увеличения численности населения (что произошло у нас по второй половине ХХ века), но и для развития определенных кластеров. И своей знаменитой статье Панов говорил именно о кластреном подходе для дальнейшего развития экономики нашего города.
Юрий Глебович являлся одним из участников создания Комплексного плана социально-экономического развития города Балашова на 2011 – 2015 года. Как известно, этот план был разработан балашовскими учеными с помощью не каких-то архаичных моделей, а посредством современных, фундаментальных подходов. За базовые принципы брались настоящие конкретные цифры экономической динамики города, роста населения, миграционных процессов, образования, наличия представителей тех или иных профессий и т.д. Эта математическая модель предусматривала три возможных сценария (от пессимистического до оптимистического) развития города на обозримую перспективу. План был разработан, утвержден, но волею судеб (в том числе, в период объединения города и района) он был отодвинут в сторону. Хотя выводы, сделанные в нём разработчиками проекта, начали постепенно полностью сбываться на прихоперской земле уже в наше время.
Таким образом, Юрий Глебович Панов оказался как бы «основателем» новой теоретической модели развития экономики Балашовского района. Причем его модель основывалась не только непосредственно на экономике, но и на исследовании системы управления с учетом создания кластеров и более серьезного привлечения бизнеса к дальнейшему развитию города.
Ведь сегодня так сложилось на уровне всего государства, что бизнес занимается, в основном, торговлей и услугами. Но в условиях нынешней сложной международной повестки дня, когда россияне попали буквально под санкционную лавину коллективного Запада, мы оказались один на один с отраслями, в которых западная модель, к сожалению, была интегрирована настолько, что восстановление стройной технологической, логистической цепочки пока представляется исключительно сложным делом. Здесь можно привести здесь знаменитый пример с зарубежными отбеливателями для бумаги, которую мы сами производить можем, а отбеливать нет.
Я абсолютно уверен, что со временем все эти проблемы будут решены, пробелы восполнятся. Однако в условиях столь жестких внешних вызовов экономическая модель Панова, которая обсуждалась и после создания Комплексного плана социально-экономического развития, в наше время позволила бы выработать эффективную, успешную, конкурентоспособную стратегию уже не только для Балашовского района, но и для всей Балашовской агломерации.
К большому сожалению, Юрий Глебович не был известен в широких кругах. Хотя его помнят многие балашовцы, доброе имя у него есть. Поэтому у его коллег, в экспертном сообществе сегодня созрела идея по созданию на балашовской земле некоего неформального дискуссионного клуба экспертов (что-то типа Валдайского или Изборского клубов), посвященного исключительно экономической повестке дня. Для того, чтобы в рамках «мозгового штурма» предлагать обществу какие-то новые, инновационные подходы в решении проблем, вызванных насущной необходимостью ускоренного экономического развития Балашовского района в современных условиях. Причем это объединение экспертов предлагается назвать именно именем Юрия Глебовича Панова, сделавшего очень много для нашего города, но так и не оцененного по достоинству до сих пор.
Андрей Мартынов